21 ноября 2017 года Министерство образования и науки Мурманской области совместно с ГАУДПО МО «Институт развития образования» на базе ГАУДО МО «Мурманский областной центр дополнительного образования «Лапландия» провели V региональный Форум работников дошкольного образования «Дошкольное образование Мурманской области: развивающее и развивающееся».
В работе Форума приняли участие 385 представителей дошкольных образовательных организаций, специалистов муниципальных методических служб и органов управления в сфере образования из 16 муниципалитетов. На Пленарном заседании выступили Карпенко Наталия Николаевна, министр образования и науки Мурманской области, Погребняк Инна Олеговна, заместитель губернатора Мурманской области.
На восьми площадках Форума представители дошкольных образовательных организаций, специалисты муниципальных методических служб и органов управления обсудили вопросы, связанные с актуальными направлениями развития современного дошкольного образования, представили опыт эффективных практик развития и образования детей дошкольного возраста.
Вопрос об оценке качества дошкольного образования стал одним из ключевых на региональном Форуме. Участники профессиональной экспертной площадки «Совершенствование оценки качества дошкольного образования: опыт, перспективы» представили опыт разработки внутренней системы оценки качества дошкольного образования (Управление образования г. Апатиты, Кольского р-на, ДОУ №9 п. Кильдинстрой, ДОУ №6 г. Полярные Зори, ДОУ№ 4 г. Полярный, ДОУ № 8 п. Ревда).
ФГОС ДО актуализировал вопрос об условиях реализации содержания дошкольного образования относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения. Участники дискуссионной площадки «Проектирование регионального содержания дошкольного образования» презентовали опыт проектирования образовательной деятельности с учетом природных, национальных и социокультурных особенностей региона. Выступления участников показали, что образовательная практика ДОО Мурманской области демонстрирует разнообразие подходов в реализации регионального содержания дошкольного образования. Наличие рабочих программ, методических разработок свидетельствует о активном творческом поиске педагогов в проектировании регионального содержания, средств и методов образования и развития воспитанников на материале краеведения (ДОУ № 48 г. Апатиты, ДОУ № 2 г. Заозерск, ДОУ №14 г. Ковдор, ДОУ №18 г. Мончегорск, ДОУ № 93 г. Мурманск, ДОУ № 6 г. Оленегорск, ДОУ № 6 г. Полярные Зори, ДОУ №7 г. Снежногорск, ДОУ № 5 пгт. Умба).
Актуальные вопросы развития цифровой дидактики обсуждались в рамках работы дискуссионной площадки «Современный дошкольник и цифровая дидактика: актуальные проблемы и перспективы». Участники секции представили позитивный опыт реализации современных программно-дидактических комплексов Логомер и Мерсибо Плюс; разработанных авторских программ («Занимательная информатика», «Песочные замки»); технологий и методик работы с интерактивным оборудованием: интерактивной доской, логопедическим столом, интерактивным полом и интерактивной песочницей, программируемого мини- робота Bee-Bot и т.д.
Одним из обсуждаемых вопросов стал вопрос об индивидуализации дошкольного образования, обеспечивающей полноценное развитие личности ребенка с особыми образовательными потребностями. В выступлениях участников педагогической студии «Развитие дошкольного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области» был представлен опыт создания необходимых условий для получения качественного дошкольного образования воспитанниками с ОВЗ: психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях сельского детского сада (ДОУ № 16 п. Тулома), организация деятельности территориальной службы раннего сопровождения (ДОУ № 47 г. Кола), педагогическое сопровождение воспитанников с нарушениями зрения и слуха (ДОУ № 97, №122 г. Мурманск), реализация инновационных форм и методов коррекционно-образовательной деятельности (ДОУ № 4 г. Заполярный, ДОУ № 25, № 28 г. Мончегорск).
В рамках работы презентационной площадки «Формирование и развитие предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО» участники обсудили эффективные подходы к обогащению развивающей предметно-пространственной среды как части образовательной среды, которая должна быть не только развивающей, но и развивающейся системой. Презентация опыта дошкольных образовательных организаций позволяет говорить о положительных изменениях в организации развивающей среды ДОО Мурманской области. Образовательное пространство дошкольных организаций обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, во многих детских садах созданы условия для информатизации образовательного процесса, проведения коррекционных и профилактических мероприятий, обеспечения доступности предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и т.д. (ДОУ № 48 г. Апатиты, ДОУ № 1 г. Видяево, ДОУ №10 г. Мончегорск, ДОУ № 50, № 139, №157 г. Мурманск, ДОУ № 6 г. Полярные Зори).
В рамках работы дискуссионной площадки «Современные стратегии педагогов дошкольных образовательных организаций по развитию игрового взаимодействия воспитанников» обсуждались ключевые условия реализации требований ФГОС ДО к организации игрового взаимодействия детей дошкольного возраста, эффективные практики поддержки и развития игровой деятельности воспитанников ДОО. Участники дискуссионной площадки представили опыт проектирования современного игрового пространства (ДОУ № 7 г. Полярные Зори, ДОУ № 13 г. Мурманск, ДОУ № 135 г. Мурманск), интерактивные формы включения педагогов и родителей в игровое взаимодействие с детьми, в том числе с воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами: инклюзивный театр, интерактивный кукольный театр и т.д. (ДОУ № 8, № 38 г. Заполярный). Педагоги проанализировали педагогический потенциал метода проблемных педагогических ситуаций по развитию разновозрастного игрового взаимодействия (ДОУ № 5 г. Полярные Зори), обсудили возможности театрализованных игр в развитии воспитанников (ДОУ № 30 г. Кировск) и т.п.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОО нашего региона традиционно являются одними из важнейших на мероприятиях различного уровня. Участники дискуссионной площадки «Физическое развитие и приобщение к здоровому образу жизни воспитанников дошкольных образовательных организаций в условиях Кольского Севера» получили возможность высказать свою профессиональную позицию и обсудить актуальные проблемы в области физического развития и формирования ценностей здорового образа жизни у воспитанников ДОО в условиях Кольского Заполярья (ДОУ № 7, № 8 г. Мончегорск). В рамках работы дискуссионной площадки педагоги представили опыт реализации современных программ, технологий и методов физического воспитания, организации эффективной системы взаимодействия с родителями (ДОУ № 1 ЗАТО Видяево, ДОУ № 29 г. Ковдор, ДОУ № 47 г. Кола, ДОУ № 12 п. Мурмаши, ДОУ № 101 г. Мурманск, ДОУ № 32 г.Мончегорск).
Презентация опыта дошкольных образовательных организаций в рамках работы дискуссионной площадки «Эффективное взаимодействие с родителями воспитанников дошкольных образовательных организаций как критерий качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» свидетельствует о создании в нашем регионе условий для психолого-педагогической поддержки семьи, квалифицированной консультативной помощи, повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охране и укреплении их здоровья. Выступления участников дискуссионной площадки показали, что педагоги ДОО Мурманской области активно используют интерактивные формы сотрудничества с родителями: детско-родительские клубы, творческие мастерские, мастер-классы, совместные образовательные и творческие проекты, квесты, фестивали семейного творчества и пр. (ДОУ № 61 г. Апатиты, ДОУ № 4, № 38 г. Заполярный, ДОУ № 47 г. Кола, ДОУ № 1, № 10, № 32 г. Мончегорск, ДОУ № 125 г. Мурманск).
Материалы V Форума работников дошкольного образования