Итоги семинара «Комплексный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся»
ГАУДПО МО «Институт развития образования» 6 ноября 2025 года провел семинар «Комплексный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся» в дистанционном формате.
Семинар проводился с целью формирования единого профессионального пространства для обмена опытом и лучшими практиками в области формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.
На семинаре рассмотрены вопросы:
- Комплексный подход к формированию и развитию математической грамотности у обучающихся. Для реализации комплексного, в том числе, компетентностного подхода, при решении любой практико-ориентированной задачи необходим комплекс сформированных умений и видов деятельности: коммуникативные умения, информационная грамотность, читательская грамотность, социальные компетенции.
- Формирование функциональной математической грамотности при изучении основных содержательных линий школьного курса математики на уровне ООО.
- Основные направления работы учителя по формированию и развитию математической грамотности обучающихся.
- Формирование читательской грамотности на примере решения практико-ориентированных математических задач.
- Формирование функциональной математической грамотности на уровне ООО на примере решения геометрических задач.
- Основные направления деятельности учителя черчения и технологии по формированию и развитию функциональной грамотности учащихся на уровне ООО.
- Формирование функциональной грамотности школьников при интеграции предметов естественнонаучного цикла на примере решения ситуационных задач.
- Модели проектирования учебного занятия по формированию математической грамотности обучающихся. Основной метод - метод математического моделирования. Эффективные методики – от условия к вопросу задачи, от вопроса задачи к условию (акцент делается на использование приёмов смыслового чтения задачи, перевод условия в традиционную контекстную задачу и анализ полученных результатов).
- Межпредметное взаимодействие при формировании математической грамотности на уроках геометрии, информатики и физики.
- Формирование математической грамотности обучающихся при организации проектной деятельности.
- Формирование функциональной математической грамотности в условиях СПО на примерах решения профессионально-ориентированных задач.
- Интеграция математики и музыки с целью формирования и развития функциональной грамотности обучающихся на уровне ООО.
- Конструирование внеурочных занятий по формированию и развитию математической грамотности.
- Анализ учебно-методического обеспечения реализации формирования и развития ФМГ в условиях реализации обновленных ФГОС ОО.
- Навигатор по функциональной грамотности.
- Интерактивные педагогические инструменты, направленные на формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся при подготовке к ОГЭ по математике.
На вебинаре представлены эффективные практики учителей математики Мурманской области по формированию и развитию математической грамотности обучающихся на уровне ООО. Заслуживают особого внимания опыты работы следующих учителей: Лебединская Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ г. Мурманска «МПЛ», Руднева Арина Александровна, Горощеня Мария Дмитриевна, учителя математики МБОУ г. Мурманска «МПЛ», Бабенко Татьяна Александровна, учитель технологии, черчения МБОУ г. Мурманска «МПЛ», Маницкая Анна Дмитриевна, учитель биологии МБОУ г. Мурманска «МПЛ», Кирпичникова Татьяна Александровна, учитель математики МБОУ «СОШ № 4» г. П. Зори, Шилкинис Мария Александровна, учитель музыки МАОУ «ОШ № 7» г. Мончегорска, Алексеева Дарья Васильевна, Федцова Екатерина Руслановна, учителя математики МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 1», Яковлева Ирина Михайловна, Карпова Оксана Павловна, учителя математики МБОУ «Кольская СОШ № 2».
Мероприятие вызвало большой интерес у учителей математики Мурманской области и позитивные отклики у более 90% участников.
Руководитель вебинара – Малахова Наталья Алексеевна, старший преподаватель факультета общего образования ГАУДПО МО «ИРО».
