Итоги мастер-класса лучших педагогов по ОГЭ и ЕГЭ (информатика)
11 апреля 2023 года состоялся региональный «Мастер-класс лучших педагогов по ЕГЭ (информатика)». В работе мастер-класса приняли участие 37 учителей информатики образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования.
На мастер-классе был проведен анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по информатике в Мурманской области в 2022 году: системные ошибки обучающихся при решении заданий повышенного и высокого уровня сложности, рассмотрены вопросы специфики выполнения заданий различного уровня сложности.
На мастер-классе поделились опытом изучения темы "Теории множеств" в основной школе педагоги г. Апатиты Мухина Ирина Анатольевна и Груздева Ольга Павловна. Данная тема является достаточно сложной и на экзамене задачи по этой теме выполняют около 50% обучающихся. Педагоги проанализировали этапы изучения этой темы в основной школе, предложили методические приемы для понимания школьниками принципов поиска информации в сети Интернет, продемонстрировали классический и универсальный способы решения.
Две трудные задачи стоят перед человеком: во-первых, знать, когда начать, во-вторых – когда закончить. (Пауло Коэльо) С этой цитаты начал свое яркое выступление Шиманский Сергей Александрович, доцент кафедры цифровых технологий, математики и экономики ФГАОУ ВО «МГТУ».
Сергей Александрович привел примеры динамического программирования в теории управления и теории вычислительных систем — способа решения сложных задач путём разбиения их на более простые подзадачи. Он применим к задачам с оптимальной подструктурой, выглядящим как набор перекрывающихся подзадач, сложность которых чуть меньше исходной.
Педагог предложил общую схему решения задач повышенной и высокого уровней сложности. Разделяй и властвуй (Леонардо да Винчи)
1. Задача должна допускать разбивку на подзадачи аналогичной структуры (аналогичной «топологии»), но меньшей размерности;
2. На множестве решаемых задач определяется вычисляемая функция f. Вычисление новых значений f выполняется на основе уже найденных (рекуррентные соотношения между задачами, связывающие решения задач);
3. Определяются тривиальные подзадачи;
4. Наилучшее решение любой подзадачи составляется из наилучших решений подзадач меньшей размерности;
5. Результаты решения подзадач следует запоминать;
Excel и его безграничным возможностям был посвящен мастер-класс Стрюковой Ирины Анатольевны, учителя информатики МБОУ г. Мурманска «СОШ № 36». Приведены неожиданные и очень эффективные способы решения в Excel некоторых заданий ЕГЭ. Разобраны некоторые нюансы и хитрости решения задач ЕГЭ по информатике в Excel. Ирина Анатольевна указала адрес сайта, где разобрана необходимая теория для решения задачhttps://stepik.org/course/100501/promo
На круглом столе особое внимание педагоги уделили роли организации межпредметных связей информатики и математики, проведению анализа условия задачи и выделению необходимых для решения алгоритмов с использованием математического аппарата, разработки и отладки компьютерной программы, проверки программы на критических значениях; построению эффективных алгоритмов выполнения заданий, использованию табличного процессора для решения задач ОГЭ и ЕГЭ.
Все участники (100 %) были удовлетворены предложенной программой мастер-класса и отметили практическую значимость и актуальность представленных материалов.
Руководитель мастер-класса – Мясникова Ольга Константиновна, старший преподаватель факультета общего образования ГАУДПО МО «ИРО»