• logo15 optimized
  • logo04 optimized
  • logo05 optimized
  • logo10 optimized
  • logo01 optimized
  • logo17 optimized
  • logo09 optimized
  • logo11 optimized
  • logo12 optimized
  • logo06 optimized
  • logo16 optimized
  • logo13 optimized
  • logo02 optimized
  • logo07 optimized
  • logo08 optimized
  • logo03 optimized
  • logo14 optimized
В рамках реализации пункта 11 приказа от 13.11.2020 №596 и пункта 8 приказа от 01.12.2020 №644 Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации реализуется образовательный портал «Учёба.онлайн» по адресу www.y4e6a.онлайн (далее - портал).
Организатором портала выступают Минцифры России, Минпросвещения России, ФГАУ «ФИЦТО» и АНО «АПГИ»
Цель портала - организация обучения граждан Российской Федерации современным компетенциям и технологиям, востребованным в современном мире.
Портал был создан в соответствии с пунктом 4.1 протокола №7 заседания рабочей группы «Безопасное информационное пространство для детей» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации от 4 сентября 2020 года.
Портал реализуется при поддержке Минздрава России, Минкультуры России, Минсельхоза России, Роспотребнадзора и рабочей группы по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
Обучение на портале по образовательным программам организовано дистанционно и включает бесплатное изучение лекционного материала, прохождение итоговой аттестации и получение удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в электронной форме при успешном прохождении итоговой аттестации.
Совершеннолетние граждане Российской Федерации могут пройти обучение на портале при наличии высшего или среднего профессионального образования.
Образовательные программы разрабатываются сотрудниками ФГАУ «ФИЦТО» и АНО «АПГИ» на основе материалов Минпросвещения России, Минцифры России, Роскомнадзора и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также с участием членов рабочей группы «Безопасное информационное пространство для детей» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства.
В настоящее время на портале реализуется ряд образовательных программ повышения квалификации по актуальным вопросам.
Программа повышения квалификации «Навыки оказания первой помощи» организована для обучения всеми работодателями своих сотрудников первой помощи пострадавшим согласно абзацу 9 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
Программы повышения квалификации «Государственное управление и государственная служба в современной России», «Переговоры и деловые коммуникации» и «Менеджмент и маркетинг» организованы для обучения служащих и сотрудников согласно пункту 8 приказу Минтруда России от 5 июня 2019 г. № 378н в рамках блока «Развитие государственной гражданской службы».
Программа повышения квалификации «Вопросы профилактики и противодействия коррупции» организована на основании статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указа Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» в целях организации обучения по образовательным программам в области противодействия коррупции.
Программа повышения квалификации «Организация гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организована на основании статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и Постановления Правительства от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» для обучения в области гражданской обороны сотрудников органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и всех организаций, независимо от сферы деятельности и формы собственности.

Подробную информацию можно получить на портале либо по электронному адресу 2020@учёба.онлайн

ФГОС начального, основного общего образования

Документы

Перечень общеобразовательных предметов на государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего образования по выбору

План-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях Мурманской области на 2014-2015 годы

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области № 774 от 18 апреля 2014 года "О подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в Мурманской области"

Результаты мониторинга "Использование ИКТ в образовательном процессе" в 2013/2014 учебном году

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 08.07.2014 № 1429 "О реализации Комплекса мероприятий по подготовке к введению ФГОС среднего общего образования в общеобразовательных организациях Мурманской области на 2014-2015 годы"

Приказ Министерства и образования науки Мурманской области от 31.01.2014 № 142 «Об утверждении Положения о Координационном совете по организации введения ФГОС образования детей с ОВЗ в Мурманской области»



Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 25.07.2011 №1473 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Мурманской области в 2011/2012 учебном году»

Перечень минимально необходимых средств обучения на базе цифровых технологий для реализации ФГОС НОО

Мероприятия

Семинар по теме: «Современные подходы к организации образовательной деятельности дисциплин образовательной области «Искусство»в условиях введения и реализации ФГОС общего образования»

Мониторинговые исследования качества математического образования

Итоги семинара «Социокультурный опыт учащихся как результат развития и воспитания в условиях реализации ФГОС НОО»

Общественное обсуждение проекта приказа Министерства образования и науки РФ

Итоги семинара «Современные технологии обучения написанию сочинения учащихся образовательных организаций, в том числе учащихся, для которых русский язык не является родным»

Вебинар по обсуждению Примерной основной образовательной программы основного общего образования

Вебинар "Проект ФГОС для обучающихся с ОВЗ"

Вебинар по вопросам апробации проектов ФГОС обучающихся с ОВЗ

Итоги НПК «Реализация ФГОС начального общего образования в общеобразовательных организациях Мурманской области: итоги, проблемы, перспективы»

Итоги семинара «Программно-методическое обеспечение общеобразовательной организации в условиях реализации принципов инклюзивного интегрированного образования»

Итоги семинара «Проектирование рабочей программы по английскому языку в условиях введения ФГОС ООО»

Итоги семинара "Концептуальные основы ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Итоги семинара учителей математики общеобразовательных организаций "Методика проектирования рабочих программ по математике в условиях введения ФГОС ОО"

Итоги семинара "Проектирование рабочей программы по информатике и ИКТ в условиях введения ФГОС ООО"

Итоги семинара учителей русского языка и литературы по теме "Проектирование рабочей программы по русскому языку и литературе в условиях введения ФГОС ООО"

Итоги консультации "Проектирование рабочей программы по технологии в условиях введения ФГОС ООО"

Итоги консультации для учителей истории и обществознания "Проектирование рабочей программы по истории и обществознанию в условиях введения ФГОС ООО"

Итоги семинара «Формирование УУД на уроках предметов естественнонаучного цикла»

Совещание «Введение ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях Мурманской области»

Заседание Координационного совета по введению ФГОС начального и основного общего образования

Итоги семинара "Проектирование образовательной программы общеобразовательной организации в условиях введения ФГОС ООО"

Вебинар «Использование автономного модуля оценки уровня развития физических качеств школьников»

В ходе проведения вебинара планируется представить:

1) Презентацию усовершенствованной версии «Автономного модуля оценки уровня развития физических качеств школьников».

2) Результаты апробации «Автономного модуля оценки уровня развития физических качеств школьников» в регионах Российской Федерации.

3) Интерпретация данных мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся, полученных в результате использования Автономного модуля в общеобразовательных учреждениях.

4) Возможности и перспективы дальнейшего использования и совершенствования Автономного модуля.

Электронный адрес площадки – http://ds.sportedu.ru/w2013.

Регистрация участников осуществляется за 10 минут до начала вебинара.

С методическими рекомендациями по использованию Автономного модуля можно ознакомиться на Российском образовательном портале Министерства образования и науки (ссылка: http://eduof.ru) в рубрике «Образовательные проекты».

Для уточнения информации по участию в вебинаре обращаться по телефонам: 8 (499) 166-53-75, 8 (499) 961-31-11, доб. 11-54, 20-18 или по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Контактные лица: Мещеряков Алексей Викторович, Соловьева Екатерина Викторовна, Гацунаев Александр Николаевич, Новоселов Михаил Алексеевич

План вебинаров издательства «Просвещение» на октябрь 2013 года

Уважаемые коллеги!

Издательство «Просвещение» в целях оказания методической поддержки педагогическому сообществу субъектов РФ проводит вебинары по учебной продукции издательства.

Приглашаем к участию в интернет-мероприятиях руководителей образовательных организаций, специалистов предметных кафедр и кабинетов организаций системы дополнительного профессионального образования, методистов муниципальных служб, библиотекарей, учителей и воспитателей.

Для участия в вебинаре необходимо перейти по ссылке, которая обозначена после темы каждого семинара, во вкладке «Гость» написать свои инициалы и город и нажать «Enter».

Требования к техническому обеспечению: компьютер, подключённый к Интернету, звуковые колонки.

Участие в вебинаре бесплатное, по результатам участия в мероприятии слушателям также бесплатно в течение 1–1,5 месяца предоставляется Сертификат участника вебинара.

Время начала вебинара указано московское.

Предлагаем вам ознакомиться с расписанием вебинаров на октябрь 2013 г.:

09.10.2013

16.00–17.30

«Формирование умения учиться с помощью УМК «Звёздный английский» для начальной школы» – Мильруд Радислав Петрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики преподавания иностранного языка ТГУ им. Г.Р. Державина, автор линии УМК «Английский язык («Звёздный английский»)». Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/177911/

10.10.2013

12.00–15.00

«Перспективы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в свете разработки федерального государственного образовательного стандарта» – Кантор Виталий Зорахович, проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор, ответственный исполнитель проекта; Малофеев Николай Николаевич, директор Института коррекционной педагогики РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Кукушкина Ольга Ильинична, главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук. Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/179671/

11.10.2013

10.00–11.00

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» – Шахнович Марианна Михайловна, доктор философских наук, профессор. Ссылка для участия: http://connect1.webinar.ru/go/prosv/16_10_2013

11.10.2013

11.00–13.00

«Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС» – Асмолов Александр Григорьевич, доктор психологических наук, профессор, директор ФИРО, действительный член

(академик) Российской академии образования, член Президиума Российской академии образования, заведующий кафедрой факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, заслуженный работник высшей школы РФ. Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/177965/

15.10.2013

10.00–12.00

«Учимся успешному чтению». Работа по новым стандартам» – Галактионова Татьяна Гелиевна, доктор педагогических наук, профессор, автор комплекта «Учимся успешному чтению». Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/177973/

15.10.2013

15.00–16.00

«Журнал «Вестник образования» – надежный помощник в повседневной образовательной практике» – Жучкова Марина Абовна, заведующая редакцией журнала «Вестник образования». Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/177981/

15.10.2013

16.00–17.30

«Формирование УУД в начальной школе – основа успешности обучения (на примере УМК «Английский в фокусе»)» – Быкова Надежда Ильинична, почётный работник общего образования, лауреат гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования, автор линии УМК «Английский в фокусе 2–4». Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/179163/

16.10.2013

11.00–13.00

«Актуальные вопросы преподавания ОБЖ в условиях реализации ФГОС ООО» – Борсаков Валерий Игорьевич, методист по ОБЖ Южного окружного управления образованием г. Москвы, председатель окружного отделения региональной Ассоциации преподавателей-организаторов ОБЖ. Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/179159/

16.10.2013

15.00–17.00

«Что такое опорное предложение и как искать ключевые слова: подготовка учащихся к выполнению заданий по чтению в ГИА» – Кузнецова Татьяна Александровна, учитель-методист, руководитель ММО учителей английского языка городского округа Химки, заслуженный учитель России, победитель ПНПО 2006 г., лауреат именной премии губернатора Московской области 2005, 2012 гг., эксперт ЕГЭ и ГИА. Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/178009/

22.10.2013

14.00–16.00

«Интерактивные задания как инструмент реализации требований ФГОС ООО при преподавании биологии по учебникам УМК «Линия жизни» издательства «Просвещение» – Пасечник Владимир Васильевич, профессор кафедры методики преподавания биологии и экологии МГОУ, доктор педагогических наук, вице-президент и академик-секретарь отделения биологии и географии Международной академии наук педагогического образования; Гапонюк Зоя Георгиевна, заместитель руководителя Центра естествознания по проектам издательства «Просвещение». Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/179051/

23.10.2013

11.00–13.00

«Программа «Радуга»: на пути к Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования» – Соловьёва Елена Викторовна, психолог, кандидат психологических наук, доцент, генеральный директор и руководитель образовательных программ Психологического центра поддержки семьи «Контакт», руководитель авторского коллектива программы «Радуга». Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/179057/

23.10.2013

14.00–16.00

«Основные трудности перехода на новый ФГОС и пути их преодоления в рамках образовательной дисциплины «Иностранный язык» – Кузовлев Владимир Петрович, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий отделом АСУП Центра группы германских языков издательства «Просвещение», руководитель авторского коллектива линии УМК «English 2–11». Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/178023/

23.10.2013

16.00–17.30

«Я сам обманываться рад, или эффективные способы исправления ошибок при обучении иностранному языку» – Суханова Ольга Николаевна, учитель английского языка ГБОУ Гимназия № 1599 г. Москвы, методист по английскому языку ГБОУ МЦ ЮВОУО, лауреат городского этапа профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Учитель года Москвы – 2012», победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/178031/

24.10.2013

12.00–14.00

«Современные технологии образования и инновационные технические комплексы» – Высоцкий Андрей Анатольевич, методист Центра средств обучения издательства «Просвещение». Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/178033/

29.10.2013

15.00–17.00

«Создание цифровых проектов по английскому языку: советы и рекомендации» – Аяцкова Лилия Шамилевна, учитель английского языка, методист, администратор блога «Spotlight in Russia». Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/178037/

30.10.2013

14.00–16.00

«Метапредметные результаты и средства их достижения в современных учебниках иностранного языка (на примере линии УМК «English 2–11» авторов В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др., издательство «Просвещение»)» – Кузнецова Елена Вячеславовна, специалист отдела АСУП Центра группы германских языков издательства «Просвещение», член авторского коллектива линии УМК «English 2–11». Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/178049/

Информация о вебинарах на ноябрь 2013 года будет выслана дополнительно.

Будем признательны за пожелания и отзывы о вебинарах издательства.

Обращаем ваше внимание на необходимость регулярного обновления Adobe Flash Player http://get.adobe.com/flashplayer/?promoid=BUIGP

С уважением

Центр продвижения

издательства «Просвещение»

Презентация электронной библиотеки Российской академии образования — первой полнотекстовой информационно - поисковой системы по педагогике и психологии

В ходе презентации будет рассказано о целях проекта и содержании электронной библиотеки, будут продемонстрированы функциональные возможности данной информационной системы.

интернет - трансляция презентации пройдет на сайте библиотеки им. К.Д. Ушинского по адресу: http://gnpbu.ru/index.php?file=video.htm

Начало в 15.00

Региональный конкурс учебно-методических разработок педагогов образовательных организаций среднего профессионального образования Мурманской области


На конкурс представлены 48 рабочих учебных программ и комплектов контрольно-оценочных средств профессиональных модулей образовательных программ начального и среднего профессионального образования. Свои материалы на конкурс представили 38 преподавателей дисциплин профессионального цикла, мастеров производственного обучения, преподавателей специальных и общепрофессиональных дисциплин из 10 областных учреждений среднего профессионального образования.

Жюри конкурса завершит свою работу до 5 октября 2013 г. Итоги Конкурса будут размещены на сайте Министерства образования и науки Мурманской области и ГБОУ ДПО «МОИПКРОиК»

ФГОС

На семинаре обсуждались вопросы:
- заключение договоров с дошкольными образовательными учреждениями;
- подготовка паспорта дошкольного образовательного учреждения;
- разработка программы деятельности дошкольного образовательного учреждения по подготовке к введению ФГОС ДО;
- проведение социологического исследования, целью которого является по изучение качества дошкольного образования;
- определены направления инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений:
1. «Технологии развивающего взаимодействия педагогов и детей дошкольного возраста» (ДОУ 45 г. Мурманск, ДОУ 84 г. Мурманск, ДОУ 48 г. Апатиты);
2. «Эффективные технологии развития детей дошкольного возраста»
(ДОУ 3 г. Полярные Зори, ДОУ 46 п. Молочный);
3.«Деятельностный подход в образовательном процессе дошкольной образовательной организации» (ДОУ 14 г. Оленегорск, ДОУ 135 г. Мурманск, ДОУ 46 г Гаджиево, ДОУ 8 г. Североморск);
4. «Индивидуализация развития детей дошкольного возраста»
( ДОУ 12 г. Оленегорск, ДОУ 8 п. Ревда);
5. «Развитие здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации» ( ДОУ 5 г. Кировск, ДОУ 4 г.Заполярный, ДОУ 52 г. Кандалакша, ДОУ 61 г. Апатиты, ДОУ 4 Полярный);
6.« Формирование познавательной сферы детей дошкольного возраста»
(ДОУ 7 г. Мончегорск, ДОУ 7 г. Снежногорск, ДОУ 18 п. Мурмаши)
7. « Методическое сопровождение введения ФГОС ДО»
(ДОУ 17 г. Североморск, ДОУ 32 г. Мончегорск, ДОУ 7 п. Никель)
8. «Психологическое сопровождение введения ФГОС ДО»
(ДОУ 91 г. Мурманск, ДОУ 11 г. Североморск)
9. «Адаптивные образовательные программы для детей с ОВЗ»
(ДОУ 4 г. Кола, ДОУ 97 г. Мурманск, ДОУ 122 г. Мурманск, ДОУ 7 г. Полярные Зори, ДОУ 59 г. Апатиты).

Обсуждение проекта Концепции развития математического образования в РФ

16 сентября 2013 года в институте прошло обсуждение концепции и проекта Концепции развития математического образования в Российской Федерации (далее – Концепция). В обсуждении приняли участие учителя, преподаватели, руководители образовательных учреждений Мурманской области, представители профессорско-преподавательского состава МОИПКРОиК, специалисты муниципальных методических служб, представители родительской общественности.

Были рассмотрены следующие вопросы:

- Цели и планируемые результаты реализации Концепции.

- Оценка качества работы педагога-математика.

- Соотношение Концепции с Государственными программами развития образования, науки, технологии.

- Общие принципы поддержки математического образования в России.

- Риски и способы снижения, индикаторы реализации Концепции.

Участники обсуждения предложили внести ряд поправок и уточнений в данный документ:

1. Определить источники финансирования предлагаемых мероприятий.

2. В содержание концепции включить раздел о взаимосвязи математического и естественнонаучного образования

3. Конкретизировать «…пути оценки качества работы педагога математика». (стр 8)

4. Провести корреляцию проекта Профессионального стандарта педагога (в части Компетентности учителя математики) и Концепции развития математического образования.

5. Ввести в образовательные программы технических высших учебных заведений модуль «Основы педагогики и методики преподавания математики».

6. Уточнить «…механизмы взаимодействия государства, профессионального сообщества и системы образования». (стр 12)

7. Включить в учебные планы образовательных учреждений предмет «Черчение», который служит базой для вузовского курса «Начертательная геометрия» на инженерных специальностях, пропедевтикой изучения раздела геометрии

«Стереометрия» на старшей ступени обучения, а также способствует формированию и развитию логического мышления, пространственного воображения обучающихся.

Считаем, что для реализации положения Концепции «Участие в международных сравнительных исследованиях … и банках заданий … будет служить одним из механизмов сопоставления идущих изменений с мировыми тенденциями и прошлым опытом» необходимо пересмотреть подходы к отбору содержания учебно-методических комплектов по математике для образовательных учреждений. Новый подход должен основываться на усилении практико-ориентированной составляющей курса математики. (стр 13)

Проект концепции

Набор специалистов, имеющих высшее образование, на обучение по программе профессиональной переподготовки «Логопедия»

Срок обучения: 10 месяцев

Форма обучения: очно-заочная

Квалификация «Логопед»

Для зачисления необходимо в сок до 1 февраля 2013г. представить в институт следующие документы:

1. Заявление на имя ректора в произвольной форме.

2. Копию диплома о высшем образовании.

3. Копию паспорта (первая страница и страница прописки).

4. Копию свидетельства о браке (при несовпадении фамилии в дипломе)

Руководитель обучения - Деркачева Лариса Владимировна, доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.псх.н., тел. 25-66-49, . +7911 804 22 22

Бесплатный вебинар «Система программ "1С:Образование 5. Школа" и программный комплекс "ОС3 Интерактивная доска 2.5"»


Вебинар состоится 19 сентября (четверг) в 15 часов по московскому времени.

«ОС3 Интерактивная доска 2.5» – универсальный инструмент для работы с интерактивными досками различных производителей, предоставляющий широкий инструментарий для отображения, создания и редактирования интерактивных учебных материалов с возможностью их сохранения в различных форматах данных.

Функциональные возможности системы программ «1С:Образование 5. Школа», основным предназначением которой является организация работы непосредственно на уроке с электронными образовательными ресурсами разных типов и уровня сложности, были представлены на вебинаре фирмы «1С» 14.05.2013. Запись вебинара доступна по ссылке:
http://video.yandex.ru/users/obr-1c/view/153/?cauthor=obr-1c&cid=2#

Цель вебинара 19 сентября - демонстрация возможностей совместного использования программ «1С:Образование 5. Школа» и «ОС3 Интерактивная доска 2.5» для организации работы на уроке с электронными образовательными ресурсами, и ответы на вопросы слушателей. Ведущие вебинара - методисты Т.А. Чернецкая (фирма «1С») и М.А. Муранов («АйТи Агентство ОС3»).

Регистрация на вебинар по ссылке
https://www4.gotomeeting.com/register/563237687

Информация о мероприятии на сайте "1С" -
http://obr.1c.ru/actionsItem.jsp?id=178

Обсуждение концепции Историко-культурного стандарта

Авторы-разработчики нового проекта Историко-культурного стандарта объясняют необходимость его принятия, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого. Представленный Стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании. Предполагается, что реализация Стандарта будет основана на использовании полного методического комплекта (учебная программа, учебник, методическое пособие, комплект карт и электронных приложений).
Позитивной оценки, в целом, заслуживают следующие концептуальные особенности данного проекта Стандарта:
- особое место уделено личности в истории, причем не только биографиям выдающихся людей, но и «рядовому гражданину»;
- большое внимание уделяется культуре, и в частности, этнокультурному компоненту);
- ключевым звеном концепции становится понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса;
- по-новому, на основе проблемного подхода представлены некоторые формулировки тем, например: «Положение женщин в Древнерусском государстве; Многовекторность внешней политики империи; Москва и Петербург: спор двух столиц; Голод в СССР в 1932-1933 годах и его современные интерпретации; Земская «фронда», подполье, эмиграция: формы политической оппозиции» и т.д..
Роль учебника разработчики Стандарта предлагают рассматривать не с точки зрения «хранилища знаний», а как навигатора в обширном пространстве информации, которую необходимо находить, анализировать, критически осмысливать и выражать аргументированную точку зрения на те или иные события, явления, процессы.
Авторы Стандарта не отказались от общепринятых подходов к периодизации отечественной истории, что дает возможность говорить о преемственности с предыдущими концептуальными подходами к преподаванию истории.
Каждый из семи разделов предваряется краткой характеристикой эпохи, которая позволяет выделить наиболее концептуально значимые направления исторического развития страны и, несомненно, будет способствовать исключению возможности возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России.
Обсудив Стандарт, педагоги образовательных учреждений Мурманской области предложили внести ряд поправок и уточнений:
1. Дополнить Стандарт теоретическими вопросами исторической науки..
2. Уточнить формулировки тем. Они должны быть более четкими – соответствовать общепринятым научным представлениям и понятийному аппарату. Так, например, тема «Мир Российской империи в XIX веке Государственная власть: приоритеты и метаморфозы» (Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.) содержит, как минимум, две непонятные позиции:
- Что имеют ввиду авторы, говоря о «мире Российской империи»?
- Насколько термин «метаморфозы» научно отражает сущность исторического процесса в названный период?
3. При всей необходимости этнокультурного подхода к истории многонационального государства, все-таки вызывает сомнения включение в общероссийский стандарт (а не региональные стандарты) изучение таких позиций, как например, «тюркские каганаты» или «казахские жузы» и т.п., кроме того, внедрение в Стандарт такого понятия, как «исламский фундаментализм» представляется достаточно спорным.
4. Вызывают вопросы формулировки отдельных тем. Например, почему в разделе III (пункт, посвященный Екатерине II) называются отдельно позиции: «Внутренняя политика. «Просвещённый абсолютизм». Секуляризация церковного имущества. Деятельность Уложенной комиссии. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Сословное самоуправление». Не является ли понятие «внутренняя политика» обобщающим для всех? Если да, то почему они представлены так, а не через двоеточие?
5. В чем необходимость введения в стандарт таких исторических персоналий, как Мстислав «Удатный», Стефан Пермский или Евфимий II? Почему не включены в этот список такие имена, как Трифон Печенгский или Феодорит Кольский.
6. Все ли, несомненно, важные события, включенные в Стандарт, являются ключевыми и одинаково значимыми? Например, 1962 г. – публикация повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»; 1965 г. – Дело писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля; 2005 г. – провозглашение приоритетных национальных проектов, начало их реализации (2006 г.); 2008 г. – Утверждение Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
7. На наш взгляд, необходимо избегать «заданности» и безапелляционности в формулировках тем («Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда»; «Общественные настроения и повседневная жизнь в «эпоху застоя») и понятий: «комчванство», «спецеедство» и т.п.
8. Насколько оправдано включение в Стандарт таких терминов, как «дача» и «стиляги»?
9. Вызывает вопросы и выбор современных деятелей культуры и искусства: почему, например, имя певицы А. Нетребко включено в список персоналий современных деятелей искусства, а Д. Хворостовского или Л. Казарновской нет?

Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
Мурманской области
"Институт развития образования"
Copyright © 2004

г. Мурманск, ул. Инженерная, дом 2а
e-mail: iro51@iro51.ru
Телефон приемной 8 (8152) 41-05-70
Факс 8(8152) 43-61-51 (доб. 112)

Как к нам добраться:
троллейбусы № 3, 4, автобусы № 10;
маршрутные такси № 10, 51, 52, 54, 55
до остановки "улица Гаджиева" (см. карту);