В соответствии с планом мероприятий по нормативному, методическому и организационному обеспечению введения ФГОС дошкольного образования в Мурманской области на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 19.08.2014 № 1608, 22 апреля 2015 года на базе ГАОУМОДОД МОЦДОД «Лапландия» состоялась региональная научно-практическая конференция «Образовательные инициативы и достижения дошкольных образовательных организаций Мурманской области в условиях реализации ФГОС ДО».
В работе конференции приняли участие более 320 руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций Мурманской области.
В ходе пленарного заседания были представлены выступления, в которых отражены значительные успехи развития муниципальных систем дошкольного образования в условиях введения и реализации ФГОС ДО (г. Оленегорск, ЗАТО Александровск, г. Мурманск, г. Апатиты). Особое внимание было уделено развитию качества дошкольного образования, развитию информационной открытости дошкольной образовательной организации и обновлению содержания образовательных программ дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО.
В работе секции «Управление проектированием и реализацией вариативных программ дошкольного образования как условие поддержки разнообразия дошкольного детства» приняли участие более 60 руководящих работников дошкольных образовательных организаций. Были рассмотрены актуальные вопросы управления развитием образовательной деятельности: инновационная методическая деятельность в дошкольной образовательной организации как условие развития качества дошкольного образования; организационно-педагогические условия патриотического и духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации; реализация системно-деятельностного подхода в инновационной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации; модель методического сопровождения реализации деятельностного подхода в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (ДОО № 95, 21 г. Мурманск, ДОО № 3, п. Умба, Терский район, ДОО № 48, г. Кандалакша, ДОО № 14 г. Оленегорск). Практический интерес вызвали выступления, в которых были раскрыты вопросы методического сопровождения проектной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО № 13, г. Кировск); проектирования и реализации вариативных программ по организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО № 4, г. Заполярный).
Высокую оценку получил опыт инновационной деятельности по созданию организационно-педагогических условий реализации с воспитанниками технологии конструирования как основы образовательной робототехники (ДОО № 13, г. Оленегорск) и применения электронных образовательных ресурсов в проектировании и реализации образовательной деятельности дошкольной образовательной организации (на примере апробации УМК «Предшкола нового поколения») (ДОО № 68, г. Апатиты).
В работе секции «Организационные модели психолого-педагогического сопровождения воспитанников раннего возраста» приняли участие 40 педагогических и руководящих работников системы дошкольного образования. Были рассмотрены актуальные вопросы организации педагогической поддержки семьи в условиях адаптации воспитанников раннего возраста в дошкольной образовательной организации, взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации по обеспечению условий развития и воспитания детей раннего возраста, условия достижения целевых ориентиров образования воспитанников в раннем детстве.
Педагоги представили свой опыт работы по проблеме психолого-педагогического сопровождения воспитанников раннего возраста (ДОО № 2 ЗАТО Александровск, г. Снежногорск; ДОО № 20 г. Мончегорск). Вызвал интерес опыт работы по созданию условий в дошкольной образовательной организации для приобретения воспитанниками раннего возраста социального опыта (ДОО № 140, г. Мурманск); организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка (ДОО № 19 п. Мурмаши, Кольский район).
В ходе обсуждения участники секции пришли к выводу о необходимости педагогической поддержки семьи, индивидуализации образовательной среды, обогащения развивающей предметно-пространственной среды для успешной адаптации воспитанников раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
В работе секции «Модели эффективной социализации воспитанников с особыми образовательными потребностями» приняли участие 32 педагога дошкольных образовательных организаций, имеющих опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Наиболее полно были раскрыты вопросы взаимодействия воспитателей и специалистов дошкольного образования по речевому и социальному развитию воспитанников. Особый интерес вызвал опыт работы педагогов по организации сотрудничества с семьей воспитанников с особыми образовательными потребностями (ДОО № 62, г. Кандалакша). Наиболее эффективными были признаны здоровьесберегающие и игровые технологии в коррекции и социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ДОО № 1, ЗАТО Александровск; ДОО № 50, г. Мурманск).
В ходе работы секции «Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста» обсуждался широкий круг вопросов, связанных с условиями, формами и методами формирования целостной картины мира у воспитанников дошкольных образовательных организаций. В работе секции приняли активное участие 30 педагогических и руководящих работников системы дошкольного образования.
Активно обсуждалась актуальная на современном этапе развития дошкольного образования проблема развития игровой деятельности воспитанников. Участники секции позитивно оценили опыт создания детьми в совместной деятельности со взрослыми игровых макетов. Интерес аудитории вызвали ответы на поставленные выступающим вопросы, а также совместное обсуждение рекомендаций по совершенствованию игровой деятельности дошкольников с использованием игровых макетов (ДОО № 13. г. Мурманск).
Высокий интерес у специалистов системы дошкольного образования вызвал доклад с подробным описанием технологии экспериментирования, применяемой в образовательной деятельности с воспитанниками дошкольной образовательной организации (ДОО № 108, 118 г. Мурманск). Представленная вниманию аудитории система работы по ознакомлению воспитанников дошкольной образовательной организации с историей и природой родного края, направленная на познавательное и личностное развитие дошкольников, была положительно оценена присутствовавшими на секции педагогами ДОО (ДОО № 65, г. Мурманск).
В работе секции «Проектирование индивидуальных и групповых стратегий физического развития воспитанников дошкольной образовательной организации» приняли участие более 40 педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций. Были рассмотрены актуальные вопросы физического развития воспитанников дошкольных образовательных организаций: комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий в образовательной деятельности с учетом состояния здоровья воспитанников, экологических и климатических условий; интеграция профилактики и оздоровления детей с ОВЗ в образовательной деятельности ДОО.
Представлены эффективная система мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста (ДОО № 30, ЗАТО Североморск); опыт создания здоровьесберегающей среды для физического развития дошкольников и удовлетворения их потребностей в движении (ДОО № 38, г. Заполярный; ДОО № 130 г. Мурманск); организация игровых физкультурных занятий с детьми с ОВЗ (ДОО № 115 г. Мурманск); реализация здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО № 6, г. Оленегорск; ДОО № 101, г.Мурманск); организация сотрудничества воспитателей и родителей на основе интегрированного подхода к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации ( ДОО № 52, г.Кандалакша).
В работе секции «Социокультурный опыт детской деятельности и общения воспитанников в активном взаимодействии с окружающей средой» приняли участие 28 педагогов дошкольных образовательных организаций. Был представлен опыт реализации образовательных проектов в сотрудничестве с различными социальными партнерами (музей, заповедник, средства массовой информации, библиотеки и др.). Отклик и живой интерес у педагогов вызвал опыт организации социальных проектов «Мы-журналисты» и «Зеленый росток», реализуемых в дошкольных образовательных организациях Печенгского района, объединившие в образовательной деятельности педагогические коллективы, воспитанников и их родителей, а также широкую общественность.
Участники секции отметили, что перспективным направлением в реализации требований ФГОС ДО является совместная деятельность педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций по социально-коммуникативному развитию воспитанников.
В рамках работы секции «Личностное развитие детей дошкольного возраста на основе приобщения к ценностям мировой и национальной культуры» состоялось обсуждение вопросов организации художественно-эстетического развития воспитанников дошкольной образовательной организации. В работе секции приняли участие более 35 педагогов дошкольных образовательных организаций. Вниманию участников был представлен позитивный опыт реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в различных видах детской деятельности: в изобразительной деятельности (ДОО №11, ЗАТО г. Североморск; ДОО №22, п. Междуречье Кольский район; ДОО № 4, г. Мурманск); в процессе восприятия художественной литературы и фольклора (ДОО №7, г. Полярные Зори; ДОО №2027, с. Алакуртти Кандалакшский район); в театрализованной деятельности (ДОО № 4, г.Заполярный); в различных формах музыкальной деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации (ДОО № 57, п.г.т. Зеленоборский Кандалакшский район; ДОО № 13, г. Мурманск).