Итоги вебинара «Эффективные практики формирования функциональной математической грамотности»
ГАУДПО МО «Институт развития образования» 11 декабря 2024 года провел вебинар «Эффективные практики формирования функциональной математической грамотности».
На вебинаре рассмотрены вопросы:
1. Комплексный подход к формированию и развитию математической грамотности у обучающихся. Для реализации комплексного, в том числе, компетентностного подхода, при решении любой практико-ориентированной задачи необходим комплекс сформированных умений и видов деятельности: коммуникативные умения, информационная грамотность, читательская грамотность, социальные компетенции.
2. Модели проектирования учебного занятия по формированию математической грамотности обучающихся. Основной метод - метод математического моделирования. Эффективные методики – от условия к вопросу задачи, от вопроса задачи к условию (акцент делается на использование приёмов смыслового чтения задачи, перевод условия в традиционную контекстную задачу и анализ полученных результатов).
3. Приёмы преобразования типовой контекстной математической задачи в практико-ориентированную задачу:
- Выделить математические факты под имеющуюся ситуацию.
- Подобрать ситуацию из жизни под конкретную задачу.
- Дополнить задачу вопросами и заданиями.
- Изменить представление условия задачи (в виде чертежа, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.).
- Сделать условие с недостающими или избыточными данными.
- Высокий уровень сложности: дополнить условие полученной задачи фактами и вопросами с точки зрения внутрипредметного и межпредметного взаимодействия.
4. Формы работы с заданиями по развитию функциональной математической грамотности обучающихся при изучении основных содержательных линий школьного курса математики:
- Работа над решенной задачей (изменение вопроса задачи; изменение отношений между данными условия задачи; изменение условия задачи, привнесение в него дополнительного данного или изъятие какого-либо данного).
- Решение задач разными способами.
- Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование: а) с помощью отрезков; б) с помощью чертежа; в) с помощью таблицы.
- Разбивка текста задачи на значимые части.
- Решение задач с недостающими или лишними данными.
- Самостоятельное составление задач учениками.
- Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
- Закончить решение задачи.
- Найти ошибку в предложенном решении;
- Заполнить пропуски в решении задачи (или недостающие этапы и т.п.).
- Установить верную цепочку (последовательность) предложенных рассуждений.
- Составление аналогичной задачи с измененными данными.
- Составление и решение обратных задач.
- По предложенному решению восстановить условие задачи.
- Составить по типовой контекстной задаче практико-ориентированную с несколькими вопросами.
5. Конструирование внеурочных занятий по формированию и развитию математической грамотности.
6. Анализ учебно-методического обеспечения реализации формирования и развития ФМГ в условиях реализации обновленных ФГОС ОО.
На вебинаре представлены эффективные практики учителей математики Мурманской области по формированию и развитию математической грамотности обучающихся на уровне ООО. Заслуживают особого внимания опыты работы следующих учителей: Дубровской О.А., учителя математики МАОУ «Гимназия» ЗАТО Александровск, Сивковой Б.Б., учителя математики МАОУ «Гимназия» ЗАТО Александровск, Поповой А.А., учителя математики МАОУ СОШ №1 им. М.А. Погодина ЗАТО Александровск, Бесхмельной Е.А., учителя математики Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «ООШ №280» п. Оленья Губа имени Героя РФ Опарина Д.А. ЗАТО Александровск, Гераевой Н.Н., учителя математики МБОУ ЗАТО г. Североморск «Лицей №1», Рудневой А.А., учителя математики г. Мурманска «МПЛ», Горощеня М.Д., учителя математики г. Мурманска «МПЛ», Кукановой И.А., учителя математики МАОУ «СОШ № 276» ЗАТО Александровск, Матлаховой А.В., учителя математики МБОУ ЗАТО г. Североморск «Лицей №1», Побойкиной Е.Р., учителя математики МБОУ ЗАТО г. Североморск «Лицей №1».
Маетриалы учителей математики Мурманской области по формированию и развитию математической грамотности обучающихся на уровне ООО.
Мероприятие вызвало большой интерес у учителей математики Мурманской области и позитивные отклики у более 90% участников.
Руководитель вебинара – Малахова Наталья Алексеевна, старший преподаватель факультета общего образования ГАУДПО МО «ИРО».