Итоги регионального семинара «Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности, клубов, школьных театров и музеев»
18 мая 2023 года ГАУДПО МО «Институт развития образования» провел региональный семинар по теме «Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности, клубов, школьных театров и музеев».
Семинар проводился с целью актуализации и распространения опыта работы педагогов общеобразовательных организаций Мурманской области по реализации воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности, клубов, школьных театров и музеев.
В рамках семинара были представлены четыре направления: внеурочная деятельность как пространство воспитания; воспитательные возможности клубной деятельности; воспитательная среда школьного музея; воспитательный феномен школьного театра.
Мероприятие открыла руководитель семинара, Гулевич И.И, старший преподаватель факультета общего образования. Она озвучила цель проводимого мероприятия и его бесспорную актуальность в современных условиях развития образования; обозначила нормативно-правовые аспекты реализации внеурочной деятельности; акцентировала внимание на важности создания в каждой школе спортивных клубов, театров и музеев; более подробно остановилась на ценности данных видов деятельности в воспитании и развитии учащихся.
По направлению работы семинара «Внеурочная деятельность как пространство воспитания» темами для обсуждения стали: «Реализация грантовых проектов как основа развития воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности» (Поломошнова С.А. и Образцова Е.В., заместители директора по УВР МБОУ ЗАТО г.Североморск «Североморская школа полного дня»), «Курсы внеурочной деятельности в системе воспитания МБОУ «Мурмашинская СОШ №1» (Кубрикова Ю. А., заместитель директора по УВР МБОУ «Мурмашинская СОШ №1»), «Влияние курсов внеурочной деятельности на развитие и личностный рост учащихся группы риска» (Наглис В.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 14 г. Апатиты), «Школьный проект «Минута славы» как социокультурная практика реализации курсов внеурочной деятельности» (Литош Р. С., учитель истории и обществознания, заместитель директора по ВР МБОУ ООШ № 3 г. Апатиты), «Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности (на примере курса внеурочной деятельности «Наш край»)» (Поспелова М.А., заместитель директора по ВР, Колесова В.В., учитель начальных классов, МБОУ «Лицей имени В.Г. Сизова», г. Мончегорск), «Роль курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» в формировании бережного отношения к здоровью» (Тухова М. И., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1» г. Мончегорск). Участники, транслируя свой опыт, отмечали важность внеурочной деятельности в интеллектуальном, личностном, физическом, социальном и духовно-нравственном развитии обучающихся, в формировании их гражданско-патриотического и экологического сознания.
Второе направление работы семинара объединило выступающих темой «Воспитательные возможности клубной деятельности». Прошли презентации опыта работы школьных спортивных клубов Мурманской области, среди них: «Чемпион» ГОБОУ МО “СОШ № 289”г.Заозерск (руководитель: Никитина М.А., учитель физической культуры) и «Неугомонные» МБОУ г.Мурманска «Прогимназия № 61» (руководитель: Ерохина О.Н., учитель физической культуры). В своих выступлениях учителя выразили уверенность в том, что школьные спортивные клубы являются наиболее перспективной современной организационной формой развития массовой физической культуры и спорта среди учащихся, формирования у них здорового образа жизни.
Ещё одно направление работы семинара «Воспитательная среда школьного музея». Выступающие поделились с коллегами опытом работы по темам: «Школьный музей как ресурс социализации и воспитания обучающихся» (Гришина В. И., учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 3 г. Апатиты, руководитель школьного литературного музея Николая Рубцова), «Роль школьного музея боевой славы в системе гражданско-патриотического воспитания учащихся» (Гарина Е. Ф., учитель музыки, заместитель директора по ВР МБОУ г. Полярные Зори «ООШ №3 имени Д.К. Булганина», руководитель школьного музея боевой славы), «Формирование гражданской идентичности учащихся средствами школьного музея» (Карапетьян И. В., воспитатель ГПД МБОУ ЗАТО г.Североморск «Лицей №1», руководитель школьного историко-краеведческого музея), «Школьный музей как центр духовно-нравственного воспитания обучающихся (Вершель И.Г., учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска «Гимназия №1»). Педагоги обратили внимание, что школьный музей, являясь средой социализации, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, позволяет каждому учащемуся осознать свою принадлежность к истории родного края и страны.
В рамках четвертого направления работы семинара состоялся обмен опытом по направлению «Воспитательный феномен школьного театра». Выступления педагогов получились очень эмоциональными, ведь ими был представлен практический опыт по темам: «Стать на ступеньку выше: воспитательный потенциал школьного театра» (Прокофьева Л. А., учитель истории и обществознания МБОУСОШ № 19 г.Заполярный), «Приобщение школьников к исторической памяти народа через театральный проект «Большой классный час» (Фесько Е.В., учитель истории и обществознания МБОУ ООШ №20 имени М.Ю. Козлова, пгт Никель), «Школьная театральная студия – универсальный инструмент воспитания учащихся с ОВЗ» (Говищак Е. Н., учитель английского языка ГОБОУ Минькинская КШИ, руководитель школьной театральной студии «Мозаика»), «Воспитательные возможности театрализованной деятельности» (Замарина С. Ю., учитель английского языка МБОУ СОШ № 5 имени О. И. Семенова-Тян-Шанского, г.Мончегорск, руководитель школьного театрального кружка «Театральные ступеньки»), «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством театрализованной деятельности» (Белоусова Т.А., учитель начальных классов МБОУ ЗАТО г.Североморск «Лицей №1»; Янкина Г. В., учитель музыки МБОУ ЗАТО г.Североморск «Лицей №1», руководитель школьного театра «Истоки»), «Школьный театр как воспитательная модель формирования детского коллектива» (Казакова Н. А., учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 3, г. Ковдор, руководитель школьного театрального кружка «Непоседы»), «Театрализация как средство развития личности младшего школьника» (Арсеньева Ю. Г., учитель начальных классов МБОУ ООШ № 3 г. Апатиты; Панова Т.А., учитель начальных классов МБОУ ООШ № 3 г. Апатиты, руководитель театральной студии «Кудесники»), «Школьный театр как ресурс развития коммуникативных и творческих способностей школьников» (Шилкинис М. А., учитель начальных классов МБОУ ОШ №7 г.Мончегорск, руководитель школьного театра «Амплуа»), «Потенциал школьного театра в формировании коммуникативных действий учащихся» (Райн В. В., учитель-логопед МБОУ г. Полярные Зори «ООШ №3 имени Д.К. Булганина», руководитель школьного театрального кружка «Путешествие в сказку»). Руководители школьных театральных коллективов ставили акценты на воспитательные смыслы театрализованной деятельности, дающей учащимся возможность самореализоваться, получать важные для их развития социальные навыки, познавать общечеловеческую культуру и нравственные ценности.
25 педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций Мурманской области ярко проиллюстрировали опыт работы, сопровождая свои выступления презентациями, видеороликами и видеофрагментами мероприятий.
Семинар прошел в смешанном формате. Педагоги из г. Мурманск, г. Североморск, г. Ковдор, г. Заполярный, г. Заозерск, Кольского района выступили очно, а учителя из г. Мончегорск, г. Апатиты, г. Полярные зори, пгт. Никель смогли представить опыт работы в режиме онлайн.
Участники семинара отметили профессиональный уровень представления содержания выступлений по заявленным темам, а также высокую организационную культуру проведения мероприятия.