Итоги вебинара по функциональной грамотности (математической) «Формирование функциональной математической грамотности при изучении основных содержательных линий школьного курса математики на уровне ООО»
ГАУДПО МО «Институт развития образования» провёл региональный вебинар «Формирование функциональной математической грамотности при изучении основных содержательных линий школьного курса математики на уровне ООО».
Итоги вебинара:
Участников вебинара познакомили со спецификой заданий по формированию и оценке математической грамотности обучающихся при изучении основных содержательных линий школьного курса математики. Были представлены различные модели проектирования учебного занятия по формированию математической грамотности обучающихся, эффективные практики учителей математики Мурманской области по формированию и развитию математической грамотности обучающихся на уровне ООО.
Рассмотрены новые приоритеты развития и оценки сформированности математической грамотности у обучающихся. Дана оценка образовательных достижений с учетом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS). Проанализированы результаты международных и российских исследований качества образования. Рекомендован комплексный подход к формированию и развитию математической грамотности у обучающихся с учётом формирования всех направлений функциональной грамотности. Рассмотрен вопрос об отборе и формировании базы исследовательского материала для проведения международных и внутрироссийских исследований по формированию функциональной грамотности учащихся, дана характеристика структуры оценки видов функциональной грамотности, даны рекомендации по формированию банка контекстных задач, в том числе банка задач ИСРО РАО, РЭШ.
Представлены основные направления деятельности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся, связанной с овладением как метапредметных результатов обучения, так и предметных. Особое внимание уделено использованию приёмов смыслового чтения, планирования своей деятельности, организации рефлексии с учётом здравого смысла и контекста задачи. Проанализированы особенности текстовых задач и практико-ориентированных задач по формированию функциональной грамотности учащихся: отбор содержания, методика работы на примере реализуемых УМК в соответствии с федеральным перечнем.
Даны рекомендации по разработке диагностического инструментария по формированию и оценке математической грамотности обучающихся.
Даны рекомендации по методике формирования функциональной грамотности в урочной деятельности: типология и структура уроков, педагогические технологии и стратегии обучения, педагогический инструментарий. Особое внимание уделено эффективным формам урока – урок одной задачи, урок одного метода, урок - дебаты, урок ситуационных задач, урок – тематический день (тематическая неделя), уроки – интеграции с глобальными компетенциями.
Даны рекомендации по формированию фонда оценочных средств по математической грамотности обучающихся.
Рассмотрен вопрос развития математической грамотности обучающихся при формировании стохастистических навыков на уровне ООО.
Был проведён мастер-класс «Методика конструирования заданий по формированию и развитию математической грамотности при изучении основных содержательных линий школьного курса математики на уровне ООО».
Представлены эффективные практики работы учителей по формированию функциональной грамотности, в том числе и финансовой грамотности: Пикуриной Ю.В., Бондарчук Н.А., учителей математики МБОУ г. Мурманска «СОШ № 5»; Дихтяр Л.Б., Черкасовой И,А., Неделько Н.Г., учителей МБОУ г. Мурманска «МПЛ»; Чиротич О.А., Сидоровой А.В., учителей математики МБОУ г. Мурманска «СОШ № 31»; Джаврук Т.Д., учителя математики МБОУ г. Мурманска «Лицей № 2».
Мероприятие вызвало большой интерес не только у учителей математики, но и обучающихся 11-х классов ОО Мурманской области, и позитивные отклики у более 90% участников. Материалы вебинара востребованы учителями математики для организации урочной и внеурочной деятельности.
Руководитель вебинара – Малахова Наталья Алексеевна, старший преподаватель факультета общего образования ГАУДПО МО «ИРО»