Об итогах семинара «Актуальные вопросы педагогики вокального и хорового искусства»
26 марта 2021 года на базе ГАУДПО Мурманской области «Институт развития образования» состоялся межрегиональный семинар «Актуальные вопросы педагогики вокального и хорового искусства», проведенный в рамках реализации проекта «Музыкальные надежды Арктики 2.0», в т.ч. для слушателей курсов повышения квалификации ГАУДПО МО «ИРО», обучающихся по программам: «Современные подходы к профессиональной деятельности преподавателя по классу вокально-хоровых дисциплин» и «Современные подходы к профессиональной деятельности хормейстера».
Спикерами семинара были приглашены выдающиеся музыканты:
- Косибород Ольга Львовна – кандидат педагогических наук, доцент, директор музыкальных программ ФГБУ «Российская академия художеств», доцент Института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», художественный руководитель камерного хора ФГБУ «Российская академия художеств» «Гофман-хор», почетный член ФГБУ «Российская академия художеств», Почетный работник культуры города Москвы, эксперт телевизионного проекта «Ну-ка, все вместе!» общероссийского государственного телеканала «Россия-1», эксперт проекта «Музыкальные надежды Арктики 2.0» (г. Москва);
- Литке Мария Николаевна – лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, лауреат Высшей театральной премии «Золотой Софит», лауреат всероссийских и международных конкурсов,ведущая солистка СПбГБУК «Санкт‑Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского – Михайловский театр», преподаватель Школы вокального искусства Ирины Богачевой ГБНОУ «Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга» (г. Санкт-Петербург).
Ведущим спикером и модератором мероприятия приглашен Черниговский Михаил Максимович – лауреат международных конкурсов, член Международного музыковедческого общества, председатель Союза молодых ученых при Региональной ассоциации Восточно-Славянских стран Международного музыковедческого общества, музыкальный руководитель фестиваля «Петербургские сезоны» в Москве, музыкальный руководитель и эксперт проекта «Музыкальные надежды Арктики 2.0», автор учебных пособий (г. Санкт-Петербург).
В работе семинара приняли участие более 1100 специалистов – преподаватели сольного пения и вокально-хоровых дисциплин, руководители хоровых коллективов образовательных организаций и учреждений культуры, хормейстеры, учителя музыки, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, концертмейстеры из регионов России – Республики Саха (Якутия), Санкт-Петербурга, Москвы, а также Московской, Ленинградской, Томской, Ульяновской, Курской, Калужской, Новосибирской и Мурманской областей. География участников семинара подтвердила актуальность и значимость рассматриваемых проблем для вокалистов и педагогов разных регионов.
Запись трансляции семинара в официальной группе ГАУДПО МО «Институт развития образования» в социальной сети в «ВКонтакте» (https://vk.com/iro51, https://vk.com/video-185917052_456239175) набрала более 3 тысяч просмотров.
На семинаре были рассмотрены вопросы методологии педагогики вокального и хорового искусства, проанализирована природа певческого голоса и основы его развития, подчеркнуты важность и значение начального этапа обучения сольному и хоровому пению. Литке М.Н. рассказала про особенности начала обучения вокальному искусству, профилактики профессиональных заболеваний, гигиены голоса и методик формирования вокально-исполнительских навыков и знаний обучающихся.
Слушателям семинара было рассказано о проблемах профессиональных заболеваний у вокалистов, предложены способы профилактики профессиональных заболеваний голосо-речевого аппарата исполнителей и даны советы по решению проблем восстановления голосовой функции.
В ходе творческой встречи участникам были представлены особенности реализации образовательного процесса в классе вокального и хорового искусства в условиях дистанционного обучения, в частности, Косибород О.Л. рассказала про возможности электронного приложения «Абсолютный слух».
Подробно разобраны этапы подготовки вокально-хоровых коллективов и сольных исполнителей к концертной и конкурсной деятельности как части образовательного процесса. Косибород О.Л. дала рекомендации по выбору целесообразных исполнительских конкурсов сольного и хорового пения, способствующих творческому формированию музыкантов, возможности получить квалифицированную оценку уровня развития вокального мастерства.
Черниговский М.М. подчеркнул значение методической подготовки преподавателей вокально-хорового искусства и важность непрерывного повышения квалификации в педагогической деятельности, обратил внимание на важность тщательного выбора методик работы в классе сольного академического пения, призвал не забывать про методические труды русских и европейских признанных во всем мире классиков вокально-исполнительской педагогики.
В рамках семинара проведен анализ проблем музыкально-исполнительского воспитания, подробно рассказано о том, в каких случаях необходимо в профессиональной деятельности обращение к врачам-фониатрам, фонопедам, логопедам, а также даны пояснения по специфике работы педагога с обучающимися, страдающими разными видами дефектов речи и интонирования.
Участники встречи получили подробные ответы на вопросы, методические рекомендации из практики работы спикеров, особо были подчеркнуты практикоориентированный характер семинара и важность разобранных во время общения вопросов и проблем работы в классах сольного академического и хорового пения.
Творческое общение предложено продолжить в апреле 2021 года – в рамках очной сессии мастер-классов экспертов проекта «Музыкальные надежды Арктики 2.0», запланированных в Мурманской области (Положение о проекте).
В целях обобщения опыта работы педагогов-музыкантов России участникам семинара предложено направлять авторские методические материалы для формирования сборника эффективных практик музыкального образования и воспитания, готовящийся в ГАУДПО Мурманской области «Институт развития образования» (Информационное письмо о сборнике).
По итогам семинара для преподавателей вокально-хоровых дисциплин сформирован список «Полезных ссылок» на электронные архивы, включающие в себя учебные пособия, книги по истории и педагогике музыкального, вокального и хорового искусства.
По вопросам участия в мероприятиях проекта «Музыкальные надежды Арктики 2.0» (https://vk.com/muzarct) и возможности творческого сотрудничества со спикерами мероприятия участники семинара могут обращаться в организационный комитет проекта «Музыкальные надежды Арктики» по официальной электронной почте:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Полезные ссылки для преподавателей вокально-хоровых дисциплин