Обсуждение концепции Историко-культурного стандарта
Авторы-разработчики нового проекта Историко-культурного стандарта объясняют необходимость его принятия, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого. Представленный Стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании. Предполагается, что реализация Стандарта будет основана на использовании полного методического комплекта (учебная программа, учебник, методическое пособие, комплект карт и электронных приложений).
Позитивной оценки, в целом, заслуживают следующие концептуальные особенности данного проекта Стандарта:
- особое место уделено личности в истории, причем не только биографиям выдающихся людей, но и «рядовому гражданину»;
- большое внимание уделяется культуре, и в частности, этнокультурному компоненту);
- ключевым звеном концепции становится понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса;
- по-новому, на основе проблемного подхода представлены некоторые формулировки тем, например: «Положение женщин в Древнерусском государстве; Многовекторность внешней политики империи; Москва и Петербург: спор двух столиц; Голод в СССР в 1932-1933 годах и его современные интерпретации; Земская «фронда», подполье, эмиграция: формы политической оппозиции» и т.д..
Роль учебника разработчики Стандарта предлагают рассматривать не с точки зрения «хранилища знаний», а как навигатора в обширном пространстве информации, которую необходимо находить, анализировать, критически осмысливать и выражать аргументированную точку зрения на те или иные события, явления, процессы.
Авторы Стандарта не отказались от общепринятых подходов к периодизации отечественной истории, что дает возможность говорить о преемственности с предыдущими концептуальными подходами к преподаванию истории.
Каждый из семи разделов предваряется краткой характеристикой эпохи, которая позволяет выделить наиболее концептуально значимые направления исторического развития страны и, несомненно, будет способствовать исключению возможности возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России.
Обсудив Стандарт, педагоги образовательных учреждений Мурманской области предложили внести ряд поправок и уточнений:
1. Дополнить Стандарт теоретическими вопросами исторической науки..
2. Уточнить формулировки тем. Они должны быть более четкими – соответствовать общепринятым научным представлениям и понятийному аппарату. Так, например, тема «Мир Российской империи в XIX веке Государственная власть: приоритеты и метаморфозы» (Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.) содержит, как минимум, две непонятные позиции:
- Что имеют ввиду авторы, говоря о «мире Российской империи»?
- Насколько термин «метаморфозы» научно отражает сущность исторического процесса в названный период?
3. При всей необходимости этнокультурного подхода к истории многонационального государства, все-таки вызывает сомнения включение в общероссийский стандарт (а не региональные стандарты) изучение таких позиций, как например, «тюркские каганаты» или «казахские жузы» и т.п., кроме того, внедрение в Стандарт такого понятия, как «исламский фундаментализм» представляется достаточно спорным.
4. Вызывают вопросы формулировки отдельных тем. Например, почему в разделе III (пункт, посвященный Екатерине II) называются отдельно позиции: «Внутренняя политика. «Просвещённый абсолютизм». Секуляризация церковного имущества. Деятельность Уложенной комиссии. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Сословное самоуправление». Не является ли понятие «внутренняя политика» обобщающим для всех? Если да, то почему они представлены так, а не через двоеточие?
5. В чем необходимость введения в стандарт таких исторических персоналий, как Мстислав «Удатный», Стефан Пермский или Евфимий II? Почему не включены в этот список такие имена, как Трифон Печенгский или Феодорит Кольский.
6. Все ли, несомненно, важные события, включенные в Стандарт, являются ключевыми и одинаково значимыми? Например, 1962 г. – публикация повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»; 1965 г. – Дело писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля; 2005 г. – провозглашение приоритетных национальных проектов, начало их реализации (2006 г.); 2008 г. – Утверждение Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
7. На наш взгляд, необходимо избегать «заданности» и безапелляционности в формулировках тем («Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда»; «Общественные настроения и повседневная жизнь в «эпоху застоя») и понятий: «комчванство», «спецеедство» и т.п.
8. Насколько оправдано включение в Стандарт таких терминов, как «дача» и «стиляги»?
9. Вызывает вопросы и выбор современных деятелей культуры и искусства: почему, например, имя певицы А. Нетребко включено в список персоналий современных деятелей искусства, а Д. Хворостовского или Л. Казарновской нет?
Круглый стол по обсуждению проекта Концепции развития математического образования в Российской Федерации
16 сентября 2013 года в 14.30 в МОИПКРОиК пройдет круглый стол по обсуждению проекта Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В Концепции дан анализ современной ситуации в математическом образовании, тенденции и направления развития содержания математического образования. Текущие материалы по разработке Концепции, а также сбор предложений и замечаний по Концепции осуществляется на сайте http://www.math.ru/conc/. Приглашаем к участию в обсуждении учителей и преподавателей математики, заинтересованных лиц.
Материалы для обсуждения по Концепции развития математического образования
Апробация оборудования системы видеоконференцсвязи
В октябре-декабре 2013 года институт проводит апробацию оборудования системы видеоконференцсвязи. В ходе апробации пройдут семинары, конференции и совещания по актуальным вопросам развития образования. К участию в мероприятиях приглашаются педагогические и руководящие работники образовательных учреждений Мурманской области, специалисты муниципальных методических служб.
Вниманию учителей иностранного языка
Творческая группа учителей иностранного языка «Разработка и использование личностно-значимых проблемных ситуаций на уроках иностранного языка». Семинар по обобщению опыта учителей иностранного языка «Реализация идей системно-деятельностного подхода в практике преподавания иностранного языка»
1. Начинает работу творческая группа учителей иностранного языка «Разработка и использование личностно-значимых проблемных ситуаций на уроках иностранного языка». Руководитель творческой группы Лузик Наталья Сергеевна, ст. преподаватель кафедры преподавания общеобразовательных предметов
Заявки на участие в работе творческой группы необходимо подать по электронной почте в срок до 15.10.13. по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Заседание творческой группы состоится 16.10.13. в 14.00 по адресу: г. Мурманск, ул. Советская д. 9 А , тел. 8 9216054401
2. 9 декабря 2013 года состоится семинар по обобщению опыта учителей иностранного языка «Реализация идей системно-деятельностного подхода в практике преподавания иностранного языка» Начало работы семинара – 10.00. Место проведения: г. Мурманск, ул. Советская д. 9 А, ГБОУДПО «МОИПКРОиК». Участие в семинаре по заявкам. В заявке указать Ф. И. О., тему выступления, форму участия (участие в качестве слушателя, выступление, обобщение опыта).
Руководитель семинара Наталья Сергеевна, ст. преподаватель кафедры преподавания общеобразовательных предметов
Справки по телефону 89216054401
Материалы издательства «Просвещение»
На сайте института размещены материалы издательства «Просвещение»:
- Пособие для учащихся 10-11 классов «Экстремизм – основа и идеология терроризма»;
Материалы размещаются во исполнение Комплекса мер, направленных на совершенствование работы по предупреждению межнациональных конфликтов, противодействию этнической и религиозной нетерпимости, ксенофобии и экстремистским проявлениям среди детей и молодежи Мурманской области, на 2012-2015 годы.
Аннотации актуальных нормативных правовых актов в сфере образования
В разделе «Методические материалы» кафедры государственного и муниципального управления размещены аннотации актуальных нормативных правовых актов в сфере образования
Международный день грамотности
8 сентября отмечается Международный день грамотности. На сайте института размещены методические рекомендации и дополнительные материалы для учителей русского языка, классных руководителей, педагогов-организаторов по проведению мероприятий к Дню грамотности.
Проект Историко-культурного стандарта
Историко-культурный стандарт, включающий в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, призван содействовать формированию единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Приглашаем принять участие в обсуждении проекта учителей и преподавателей образовательных учреждений Мурманской области. Обсуждение состоится 10 сентября 2013 года в 12.00 в институте по адресу: г.Мурманск, ул.Советская, д.9А .
http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart