Итоги семинара «Особенности заданий по формированию и оценке математической грамотности обучающихся»
ГАУДПО МО «Институт развития образования» 14 апреля 2022 года провел региональный семинар «Особенности заданий по формированию и оценке математической грамотности обучающихся».
Итоги семинара:
1. Рассмотрены основные направления работы учителя математики по формированию и развитию математической грамотности обучающихся.2. Дана оценка образовательных достижений обучающихся с учетом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования. Проанализированы результаты международных и российских исследований качества образования по математической грамотности: результаты «мягкого мониторинга» 2019-2020 гг. и предварительные результаты 2021 г. примерно одинаковые, положительной динамики практически ни по одной из содержательных линий школьного курса математики не наблюдается.
3. Рекомендован комплексный подход к формированию и развитию математической грамотности у обучающихся с учётом формирования всех направлений функциональной грамотности.
4. Проанализированы обновлённые ФГОС ООО: приоритетными целями обучения математике в 5-9 классах является формирование функциональной математической грамотности:
- умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей;
- формулировать их на языке математики и создавать математические модели;
- применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты.
5. Рассмотрен вопрос об отборе и формировании базы исследовательского материала для проведения международных и внутрироссийских исследований по формированию функциональной грамотности учащихся, дана характеристика структуры оценки видов функциональной грамотности, даны рекомендации по формированию банка контекстных задач, в том числе банка задач ИСРО РАО, РЭШ.
6. Проанализированы особенности текстовых задач и практико- ориентированных задач по формированию функциональной грамотности учащихся: отбор содержания, методика работы на примере реализуемых УМК в соответствии с федеральным перечнем:
6.1. типы заданий: предметные, межпредметные, практико-ориентированные, ситуационные;
6.2. этапы учебной деятельности по решению задач с практическим содержанием:
- ознакомление с условием задачи и его анализ, в том числе, с учётом типа учебной задачи:
- задания, в которых имеются лишние данные;
- задания с противоречивыми данными;
- задания, в которых данных недостаточно для решения;
- многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения);
- составление плана решения задачи;
- оценка практической значимости решения задачи;
- работа в группах (решение конкретной задачи с опорой на обобщенный метод);
- рефлексия деятельности по решению задачи;
6.3. формы работы над любой математической задачей;
6.4. две классические методики работы над практико-ориентированной задачей:
а) Устная работа. Актуализация знаний. Все вычисления с использованием МК.
б) Чтение текста задачи про себя.
в) Чтение текста задачи вслух учащимся по очереди с выделением голоса ключевых моментов задачи.
г) Выделение в тексте каждым учеником всех числовых данных (подчеркнуть).
д) Работа в парах: к каждому абзацу по очереди задать друг другу вопросы.
е) Фиксация вопроса задачи.
ж) Выделение в тексте тех числовых данных, которые возможно понадобятся з. решении (перевод единиц измерения).
з) Составление контекстной задачи (учебнической текстовой задачи).
и) Определение ключевого экономического понятия (категории), лежащего в основе задачи.
к) Составление плана решения задачи (применение одной из методик).
л) Решение задачи.
м) Оценка ответа на соответствие реальным данным и условию.
н) Анализ возможных ошибок и причин их возникновения.
о) Постановка дополнительных вопросов к задаче (использовать лишнюю информацию в условии задачи, не задействованную в ходе решения).
п) Постановка дополнительных вопросов к задаче (можно включить дополнительную информацию в условие задачи).
6.5. Как «преобразовать» типовую контекстную математическую задачу в практико-ориентированную задачу:
а) Выделить математические факты под имеющуюся ситуацию.
б) Подобрать ситуацию из жизни под конкретную задачу.
в) Дополнить задачу вопросами и заданиями.
г) Изменить представление условия задачи (в виде чертежа, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.).
д) Сделать условие с недостающими или избыточными данными.
е) Высокий уровень сложности: дополнить условие полученной задачи фактами и вопросами с точки зрения внутрипредметного и межпредметного взаимодействия.
7. Представлены четыре классификации основных типов практико-ориентированных задач по МГ по разным основаниям: по содержательным линиям школьного курса математики, по уровням сложности, по когнитивным процессам, по контекстам.8. Даны рекомендации по разработке диагностического инструментария по формированию и оценке математической грамотности обучающихся;
9. Проведён мастер-класс конструирования «пизоподобных» задач на примере задач из школьного учебника по математике.
10. Даны рекомендации по методике формирования функциональной грамотности в урочной деятельности: типология и структура уроков, педагогические технологии и стратегии обучения, педагогический инструментарий. Особое внимание уделено эффективным формам урока: урок одной задачи, урок одного метода, урок – дебаты, урок ситуационных задач, урок – тематический день (тематическая неделя), уроки – интеграции с глобальными компетенциями.
11. Представлены направления работы учителя математики по формированию и развитию математической грамотности у обучающихся:
1) Проведение и анализ результатов входной и промежуточных диагностик.
2) Организация работы с группами учащимися, имеющими различный уровень подготовки по результатам диагностик.
3) Комплексный подход к формированию функциональной грамотности.
4) Изучение типологии и методологии решения задач по МГ.
5) Методическое сопровождение формирования математической грамотности:
а) Реализация методик решения практико-ориентированных задач.
б) Использование приёмов смыслового чтения при работе с математическим текстом, в том числе, и задачным.
в) Реализация методик проектирования урока (фрагмента урока, внеурочного занятия) по формированию математической грамотности.
г) Формирование и развитие предметных планируемых результатов обучения.
д) Формирование и развитие метапредметных планируемых результатов обучения.
6) Организация тренингов по решению практико-ориентированных задач (на основе банка задач ИСРО РАО, РЭШ и других источников).
7) Формирование фонда оценочных средств на предмет наличия практико-ориентированных задач по формированию МГ.
8) Разработка КИМ для проведения контрольно-оценочной деятельности на предмет наличия практико-ориентированных задач по формированию МГ.
12. Проведён мастер-класс по проектированию учебного занятия изучения нового материала по формированию математической грамотности (5 этапов).
13. Даны рекомендации по использованию эффективных приёмов смыслового чтения на уроках математики при решении текстовых задач.
14. Представлены эффективные практики работы учителей по формированию функциональной грамотности: Приставко Е.Н., учитель математики высш.кв.к. МБОУ «Гимназия № 1» г. Полярные Зори.
Руководитель семинара – Малахова Н.А., старший преподаватель факультета общего образования ГАУДПО МО «ИРО»